Цели и задачи, направления научно методической работы.
Методическая работа – это основной вид образовательной деятельности, основанная на достижениях передового педагогического опыта и на конкретном анализе учебно-воспитательного процесса, связывающее в единое целое всю систему работы школы. Представляет собой совокупность мероприятий, проводимых с целью овладения методами и приемами учебно-воспитательной работы, творческого применения их на уроке и во внеклассной работе, поиска новых, наиболее рациональных и эффективных форм и методов организации, проведения и обеспечения образовательного процесса, т.е. является важнейшим средством повышения педагогического мастерства учителей.
Содержание методической работы в школе формируется на основе:
- Федерального Закона № 273 «Об образовании в Российской Федерации»,
- Нормативных документов, инструкций, приказов Министерства образования и науки РФ и Министерства образования РС(Я).
- Устава школы.
- Локальных актов.
- Программы развития школы.
- Годового плана работы школы.
- Диагностики и мониторинга состояния учебно-воспитательного процесса, уровня обученности и воспитанности, развития учащихся, помогающих определить основные проблемы и задачи методической работы .
- Использования информации о передовом опыте методической службы в школах улуса, региона, федерации.
Цель: Подготовка педагогов, способных к инновационной профессиональной деятельности, обладающих необходимым уровнем методологической культуры и сформированной готовностью к непрерывному совершенствованию профессионального уровня и педагогического мастерства.
Задачи:
- Корректировка планов и программ в условиях обновления содержания образования и перехода на режим республиканской инновационной площадки по проекту «Школа молодого предпринимателя».
- Научно - методическое обеспечение реализации ФГОС, создание необходимых условий для внедрения инноваций в УВП, реализации образовательной программы, программы школы.
- Создать условия для повышения профессиональной компетентности педагогов в соответствии с требованиями профессионального стандарта. Обеспечение оптимального уровня квалификации педагогических кадров, необходимого для успешного развития школы.
- Обеспечение методического сопровождения работы с молодыми специалистами и вновь прибывшими педагогами.
- Обобщение и распространение положительного педагогического опыта творчески работающих учителей через организацию взаимопосещений, открытых уроков, мастер-классов, через проведение методических недель, через их участие в профессиональных конкурсах, создание авторских педагогических разработок, проектно-исследовательскую деятельность, обучающие семинары.
- Способствовать повышению качества образования через:
- совершенствование форм работы с одаренными и талантливыми детьми, через формирование портфолио ученических достижений повысить качество образования на всех ступенях обучения, увеличить процент детей, участвующих в предметных конкурсах и олимпиадах, повысить результативность участия в интеллектуальных конкурсах и предметных олимпиадах.
- формирование исследовательских умений и навыков обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности, предоставление им оптимальных возможностей для реализации индивидуальных творческих запросов через активизацию работы по организации проектно-исследовательской деятельности.
- сохранить качественные результаты итоговой аттестации через систематический контроль за состоянием успеваемости и посещаемости, через использование современных форм и методов обучения, инновационных подходов в учебной и внеучебной деятельности.
- Создание условий, обеспечивающих реализацию прав на полноценное качественное образование и социализацию разных категорий детей с ОВЗ в соответствии с их возможностями, способностями, индивидуальными склонностями и потребностями через разработку и реализацию программ индивидуального сопровождения и адаптированных программ обучения.
- Совершенствование системы мониторинга и диагностики успешности образования, уровня профессиональной компетентности и методической подготовки педагогов.
- Создание здоровье сберегающей технологии воспитания, способствующей развитию культуры здорового образа жизни, минимизирующего риски для здоровья в процессе обучения.
Приоритетные направления методической работы
- 1. Аттестация педагогических работников.
- 2. Повышение квалификации педагогических работников.
- 3. Обобщение и распространение педагогического опыта.
- 4. Предметные недели, проектная и исследовательская деятельность учащихся под руководством НОУУ, олимпиадное движение.
- 5. Работа с молодыми специалистами.
- 6. Школьные методические семинары.
- 7. Инновационная деятельность.
Организационное обеспечение:
1. организация деятельности профессиональных объединений педагогов - кафедр;
2. совершенствование системы обобщения, изучения и внедрения передового педагогического опыта учителей школы.
3. Создание условия для повышения профессиональной компетентности педагогов в соответствии с требованиями профессионального стандарта путем повышения квалификации учителей на курсах, семинарах и т.д.
4. Обеспечение оптимального уровня квалификации педагогических кадров через прохождение аттестации.
5. обеспечение эффективного функционирования НОУУ;
Технологическое обеспечение:
1. внедрение в практику современных инновационных педагогических технологий, ориентированных на совершенствование уровня преподавания предметов, на развитие личности ребенка;
2. обеспечение обоснованности и эффективности планирования процесса образования детей;
3. совершенствование кабинетной системы;
4. укрепление материально-технической базы методической службы школы.
Информационное обеспечение:
1. обеспечение методической составляющей образовательного процесса с использованием Интернет-ресурса, электронных баз данных и т.д.;
2. создание банка методических идей и наработок учителей школы;
3. разработка и внедрение методических рекомендаций для педагогов по приоритетным направлениям школы.
Создание условий для развития личности ребенка:
1. составление карты развития ребенка, с учетом особенностей индивидуального развития детей;
2. формирование у обучающихся мотивации к познавательной деятельности;
3. создание условий для обеспечения профессионального самоопределения школьников;
4. психолого-педагогическое сопровождение образовательной программы школы;
5. повышение эффективности и совершенствование возможностей урока и внеурочной деятельности как основных форм организации образовательного процесса.
Создание условий для укрепления здоровья учащихся:
1. отслеживание динамики здоровья учащихся;
2. разработка методических рекомендаций педагогам школы по использованию здоровьесберегающих методик и преодолению учебных перегрузок школьников;
Диагностика и контроль результативности образовательного процесса.
1. мониторинг качества знаний учащихся;
2. формирование у обучающихся универсальных учебных действий;
3. диагностика деятельности педагогов по развитию у учащихся интереса к обучению, результативности использования индивидуальных и групповых занятий и элективных курсов.
4. Проведение самообследования образовательной деятельности.
Формы методической работы
- коллективные формы:
- педсовет
- методический совет
- методические объединения - кафедры
- научное общество учащихся и учителей
- семинар
- практикум
- практические конференции
- мастер-класс
- открытые уроки
- творческие группы
- предметные декады
- творческие отчеты
- внеклассные мероприятия по предмету
- экскурсии
- аттестация педагогических кадров,
- курсовая подготовка учителей
- индивидуальные формы:
- самообразование
- разработка творческой темы
- взаимопосещение уроков
- самоанализ
- наставничество
- собеседование
- консультации
- посещение уроков администрацией
- анализ планов уроков.
Структура учебно-методической работы школы